Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

OK60x60  tg  VK60x60

Дополнительная информация

 

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о рекультивации земель

Рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

В результате земли приводятся в состояние, которое пригодно для их использования по целевому назначению и в соответствии с их разрешенным использованием.

Такие мероприятия проводятся, в том числе, путем ликвидации последствий загрязнения почвы, восстановления ее плодородного слоя и создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 ЗК РФ, п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 (далее - Правила рекультивации земель)).

Рекультивация проводится в случаях, установленных законодательством, для охраны окружающей среды, если хозяйственная и иная деятельность оказывает (может оказывать) прямое или косвенное негативное воздействие на среду (ст. 34 Закона об охране окружающей среды).

В обязательном порядке нужно рекультивировать земли, указанные, в частности, в п. 6 Правил рекультивации земель:

1) нарушенные земли в случаях, установленных Земельным и Лесным кодексами РФ, а также федеральными законами. Например, рекультивацию нужно провести:

- во всех случаях, когда качество земель ухудшено, в том числе при их загрязнении или нарушении почвенного слоя (п. 5 ст. 13 ЗК РФ);

- при строительстве (реконструкции) зданий, сооружений и других объектов. Объекты капитального строительства можно ввести в эксплуатацию, только если проведены все предусмотренные проектной документацией мероприятия по охране окружающей среды, в том числе рекультивация земель в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 38 Закона об охране окружающей среды).

Однако, нужно учитывать, что она может не проводиться, если объект капстроительства возводится на месте снесенного. Рекультивация будет обязательной только в том случае, когда это предусмотрено проектной документацией (п. 11 Правил рекультивации земель);

2) нарушенные земли сельхозназначения;

3) земли, которые подвергались загрязнению химическими и иными веществами, микроорганизмами, если их содержание не соответствует нормативам качества окружающей среды и законодательству об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 По общему правилу вы должны провести рекультивацию, если ваша деятельность привела к деградации земель (п. 5 ст. 13 ЗК РФ).

Отметим, что, если вы утратили право на земельный участок, который нужно рекультивировать, это не освобождает вас от проведения работ по рекультивации (п. 35 Правил рекультивации земель).

Проведение рекультивации возлагается на вас и в случае, если вы являетесь собственником земельного участка или арендатором (землепользователем, землевладельцем) публичного земельного участка, а деградация земель произошла из-за деятельности лиц, которые вам не известны. Это правило не распространяется на вас, если вы являетесь арендатором (землепользователем, землевладельцем) публичного участка и деградация земель произошла из-за природных явлений, при этом вы предприняли меры по охране земель, установленные земельным законодательством. В этом случае рекультивацию должен провести орган госвласти (местного самоуправления), который предоставляет публичные земельные участки (п. 4 названных Правил).

Если лицо уклоняется от проведения рекультивации и оно не является правообладателем участка, то вы можете провести рекультивацию сами (если являетесь правообладателем). При этом стоимость понесенных расходов вы можете взыскать с уклоняющегося лица (п. 36 указанных Правил).

 Вы должны разработать проект рекультивации (кроме случаев, когда он разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта) и приступить к соответствующим работам в срок:

1) который установлен (п. 26 Правил рекультивации земель):

- решением или договором, на основании которых вы используете земли или земельный участок;

- проектной документацией на строительство (реконструкцию) объекта;

2) в течение семи месяцев, если:

- в указанных документах срок или сама рекультивация не предусмотрены;

- деградацию земли (земельных участков) повлекли действия лиц, которые не являются ее правообладателями (не используют ее на законных основаниях);

- ухудшение земли произошло из-за природных явлений.

Семимесячный срок исчисляется со дня окончания вами деятельности, которая повлекла деградацию земель и (или) снижение плодородия земель сельхозназначения, совершения действия, которое повлекло деградацию, либо выявления ухудшения земель, а также со дня получения вами предписания надзорных органов о необходимости проведения рекультивации (п. 26 Правил рекультивации земель).

 На необходимость подготовки проекта рекультивации указано в п. 8 Правил по рекультивации. Вы должны его разработать, если вы обязаны провести рекультивацию земель (п. п. 3, 4 Правил рекультивации земель).

Отметим, что проект рекультивации может входить в состав проектной документации. Это возможно в случае строительства (реконструкции) объектов на землях сельхозназначения, если оно приведет к деградации этих земель и (или) снижению их плодородия (п. 10 названных Правил).

Требования к структуре и информации, которые должны содержаться в проекте рекультивации, приведены в п. 14 указанных Правил.

Вы можете выделить отдельные этапы работ, определить их содержание, объемы и график. В этом случае мероприятия по рекультивации будут проводиться поэтапно (п. 9 Правил рекультивации земель).

В проекте определяется срок проведения работ по рекультивации. Он должен быть не более 15 лет (п. 28 указанных Правил).

 После подготовки проект рекультивации должен быть согласован. Не нужно согласовывать проект, который входит в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта или подлежит государственной экологической экспертизе (п. 15 Правил рекультивации земель).

Проект рекультивации вам нужно согласовать (п. 15 названных Правил):

с собственником частного земельного участка, если вы им не являетесь;

арендатором (землевладельцем, землепользователем) участка, который находится в публичной собственности, если вы им не являетесь;

органом госвласти (органом местного самоуправления), который предоставляет публичные земельные участки, если проводится рекультивация публичных земель или земельных участков.

Чтобы согласовать проект, вам нужно подготовить заявление. Формы такого заявления нет, поэтому вы можете составить его в произвольной форме. При этом в нем вы должны указать способ, которым вам нужно направить уведомление о согласовании проекта (п. 16 названных Правил).

Заявление и сам проект вы можете передать для согласования лично, направить почтой либо в электронном виде через сеть Интернет. Уведомление о согласовании (отказе в согласовании) вам должны направить в срок не более 20 рабочих дней со дня получения (п. п. 16, 18 указанных Правил).

Отметим, что в рамках этой процедуры согласовываются достаточность и обоснованность указанных в проекте мероприятий для рекультивации земель (п. 17 названных Правил). Причины, по которым вам могут отказать в согласовании, перечислены в п. 19 Правил рекультивации земель.

Если вам отказали, то в уведомлении об отказе должны быть указаны все основания для отказа, а также рекомендации по его доработке. После доработки направьте проект на повторное согласование. Сделать это нужно в течение трех месяцев со дня поступления вам уведомления (п. п. 20 - 22 указанных Правил).

 После того как проект рекультивации согласован или прошел экологическую экспертизу, вы должны его утвердить. Сделать это нужно в течение 30 дней с момента получения уведомления о его согласовании или положительного заключения экспертизы (п. 24 Правил рекультивации земель).

Далее вам нужно подготовить уведомление об утверждении проекта. Его форма не установлена, поэтому его можно составить в произвольном виде. Такое уведомление и сам проект направьте лицам, которые согласовали проект, а также (п. 24 названных Правил):

в Россельхознадзор, если рекультивируются земли сельхозназначения (кроме тех земель, на которые не распространяется Закон об обороте земель сельхозназначения);

Росприроднадзор, если проводится рекультивация других земель.

Уведомление и проект вы можете передать лично, направить почтой либо в электронном виде через сеть Интернет (п. п. 16, 24 указанных Правил).

Все работы проводятся только в соответствии с утвержденным проектом. При рекультивации проводятся технические и биологические мероприятия (п. 8 Правил рекультивации земель).

Если вы проводите рекультивацию земельного участка, правообладателем которого не являетесь, то вам нужно уведомить правообладателя. Для этого не позднее чем за 10 дней до начала работ направьте ему уведомление. Его форма не установлена. Однако в нем нужно указать дату начала проведения работ и сроки их проведения. При этом не допускается проведение работ по рекультивации в период полевых сельхозработ, если это не предусмотрено утвержденным проектом рекультивации земель (п. 29 названных Правил).

После проведения всех работ составьте акт о рекультивации земель и подпишите его. В нем нужно указать сведения о проведенных работах и данные о состоянии земель, на которых проведена рекультивация, в том числе данные о физических, химических и биологических показателях почвы (п. 30 Правил рекультивации земель).

К акту в обязательном порядке нужно приложить:

копии договоров с подрядными и проектными организациями, если работы (полностью или частично) выполняли такие организации;

финансовые документы о покупке материалов, оборудования и материально-технических средств.

Если работы проводились поэтапно, то акт нужно составлять по каждому этапу работ (п. 32 названных Правил).

В течение 30 дней со дня подписания акта его нужно направить лицам, которые его согласовывали, и в Россельхознадзор либо Росприроднадзор в зависимости от того, куда вы направляли уведомление об утверждении проекта рекультивации (п. 31 указанных Правил).

За невыполнение рекультивации земель (ее выполнение не вовремя) предусмотрена административная ответственность в следующих случаях (ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ):

при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ (в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных целей);

при разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные);

после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

Штраф за невыполнение рекультивации земель в этих случаях, а также за ее несвоевременное выполнение составляет для организаций от 400 000 до 700 000 руб. (ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ).

Обратите внимание: если для рекультивации земель (карьеров) вы будете применять ТКО, вас могут привлечь к ответственности по ч. 4 ст. 8.7 КоАП РФ.

Помощник межрайонного

природоохранного прокурора

юрист 3 класса Н.В. Бакаева

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о проекте освоения лесов

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ.

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (приказ Минприроды России от 16.11.2021 № 864).

Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления.

Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десять рабочих дней со дня их поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 513.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.

Помощник межрайонного

природоохранного прокурора

юрист 3 класса Н.В. Бакаева

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о правилах коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов

В соответствии с п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон 89-ФЗ) договор на оказание услуг по обращению с ТКО между региональным оператором и собственником отходов заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор об оказании услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Согласно п. 1 ст. 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила № 505).

В соответствии с п. 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с пп. «а» п. 5 Правил № 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Пунктом 2 ст. 24.10 Закона № 89-ФЗ установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении определяется на основании нормативов накопления ТКО.

Вместе с этим, согласно п. 8 Правил № 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абз. третьим пп. «а» п. 5 Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Таким образом, законодательством об обращении с ТКО установлены определенные случаи, когда коммерческий учет ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

Данная правовая позиция нашла отражение в решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 по делу № АКПИ20-956, в котором отмечено, что предусмотренный п. 8 Правил № 505 порядок направлен на стимулирование собственников твердых коммунальных отходов осуществлять раздельное накопление твердых коммунальных отходов, образованных на территории субъектов Российской Федерации, организовавших деятельность по раздельному накоплению отходов.

Старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора

юрист 2 класса Г.Н. Землянов

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о порядке постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Все объекты, которые соответствуют Критериям отнесения объектов НВОС к I, II, III и IV категории, подлежат постановке на государственный учет (п. 1 ст. 4.2, п. 1 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды).

Если у вас есть объект НВОС, но на учет вы его не поставили, вам грозит административный штраф.

 Если сведения, которые вы указали в заявке, изменились, их нужно актуализировать.

За непредставление или несвоевременное представление заявки о постановке на учет объекта НВОС (ст. 8.46 КоАП РФ):

организацию и ИП оштрафуют на сумму от 30 000 руб. до 100 000 руб.;

должностных лиц организации оштрафуют на сумму от 5 000 руб. до 20 000 руб.

Такая же ответственность предусмотрена и за то, что вы своевременно не представили сведения для актуализации учетных сведений об объекте НВОС (ст. 8.46 КоАП РФ).

Для поставки на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, вы должны заполнить и подать заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет.

Уполномоченный орган рассмотрит ее и выдаст вам свидетельство о постановке объекта НВОС на учет либо откажет в постановке объекта на учет.

Плата за постановку на учет объекта НВОС не взимается (п. 15 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды).

Заявку подает тот, кто непосредственно ведет деятельность на объекте НВОС (п. 1 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды).

Если объект НВОС передан в аренду, заявку подает арендатор. При расторжении (окончании) договора аренды сведения в реестре нужно актуализировать (п. п. 1, 6 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды, п. 12 Письма Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354).

Заявку заполняйте по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 12.08.2022 № 532. Подавайте заявку по каждому объекту отдельно (п. 15 Административного регламента, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104).

 Подавайте заявку по месту нахождения объекта в электронном или бумажном виде.

Срок подачи заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет - шесть месяцев со дня начала эксплуатации объекта (п. 2 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды).

Заявка подается по месту нахождения объекта (п. п. 6, 7, 7.1 ст. 65, п. п. 7, 8 ст. 69 Закона об охране окружающей среды, п. 9 Административного регламента, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104, п. 1.3.4 Информации Росприроднадзора):

1) в территориальный орган Росприроднадзора, если данный объект подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

2) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если данный объект подлежит региональному экологическому контролю (надзору).

Заявка подается (п. п. 20, 45, 50, 55 Административного регламента, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104):

в бумажной форме - лично или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;

в электронной форме:

через личный кабинет на сайте https://lk.fsrpn.ru. Для этого вам понадобятся наличие подтвержденной учетной записи в ЕСИА (http://esia.gosuslugi.ru) и усиленная квалифицированная электронная подпись (ЭП);

через ЕПГУ в форме электронного документа, подписанного ЭП.

Если документы не поддаются прочтению или не подтверждена действительность ЭП, заявку не примут (п. п. 25, 54 Административного регламента, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104). В этом случае исправьте недостатки и подайте заявку заново.

Срок рассмотрения заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС - 10 дней со дня ее получения территориальным органом Росприроднадзора или органом исполнительной власти субъекта РФ (п. 4 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды, пп. «а» п. 12 Административного регламента, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104).

По результатам рассмотрения заявки:

объект поставят на учет, присвоив ему код и категорию. В этом случае вам выдадут свидетельство о постановке объекта на государственный учет (п. 4 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды);

либо откажут вам в постановке объекта на учет (п. 22 Правил создания и ведения реестра объектов НВОС).

Форму выдачи свидетельства (бумажная, электронная) вы выбираете сами. Учтите: если заявку вы подаете в электронном виде, свидетельство вам также выдадут в электронном виде (п. п. 49, 68 Административного регламента, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104).

Помощник межрайонного

природоохранного прокурора

юрист 3 класса Н.В. Бакаева